НОВОСТИ РУБРИКИ "ПОДТЯНИСЬ К ДВИЖЕНИЮ!
Три стиля тренерской работы
Большинство тренеров придерживаются в своей работе одного из трех стилей: авторитарный стиль, либеральный или коллегиальный стиль.
Авторитарный стиль
Авторитарный тренер самостоятельно принимает все решения. Роль спортсменов заключается в подчинении командам тренера. В основе этого подхода лежит предположение о том, что, поскольку тренер обладает необходимыми знаниями и опытом, именно он должен указывать спортсменам, что следует делать. Задача игроков – слушать, впитывать и выполнять. Такой стиль работы тренера был доминантной моделью в прошлом.
Либеральный стиль
Тренеры, использующие этот стиль, принимают минимально возможное количество решений. Их подход прост – играйте в свое удовольствие. Такой тренер почти не дает указаний, не занимается организаций тренировочного процесса и решает вопросы дисциплины только в случае крайней необходимости. Некоторые тренеры используют такой стиль работы по следующим причинам:
— отсутствие компетентности или уверенности для инструктирования и управления игроками;
— нежелание или неспособность уделять время и прилагать усилия для соответствующей подготовки или убежденность в том, что такой стиль лучше всего подходит для спортсменов. Многие люди считают, что такой тренер напоминает няньку, и не всегда хорошую.
Коллегиальный стиль
Тренеры, выбирающие коллегиальный стиль, принимают решения вместе со спортсменами. Хотя они признают свою ответственность за обеспечение руководства и направляют спортсменов к достижению поставленных целей, такие тренеры также понимают, что молодые люди не станут ответственными во взрослом возрасте, если не научаться принимать решения. Сложность коллегиального стиля заключается в обеспечении равновесия между руководством спортсменами и созданием условий для самостоятельного принятия решений. Именно поэтому я называю этот стиль коллегиальным – тренеры совместно со спортсменами принимают необходимые решения.
Тренеры, практикующие такой стиль работы, нацелены на обучение. Они обучают не только техническим и тактическим, но также и житейским навыкам. Оценка стилей тренерской работы Авторитарный тренерский стиль был доминантной моделью в прошлом и продолжается использоваться в наши дни. Иногда неопытные тренеры принимают авторитарный стиль, потому что это единственный метод работы, который они наблюдали у своих или других тренеров. Некоторые тренеры используют этот стиль потому, что он помогает им скрыть неуверенность в своих способностях. Если они не позволяют спортсменам усомниться в правильности тренерских решений, т.е. если им удается избежать объяснений по поводу своих действий, тогда их недостатки никому не будут известны (по крайней мере, они так думают!).
На первый взгляд, авторитарный метод выглядит эффективным. Хорошим спортивным командам необходима организованность. Ими нельзя эффективно управлять так, как обычным демократическим обществом; команда не может устраивать голосование по принятию каждого решения. Авторитарный стиль действительно может дать результат, если основная цель тренера – победа, и при этом авторитарный характер тренера не подавляет мотивацию спортсменов. Но именно риск сдерживания мотивации игроков является главной опасностью при авторитарном стиле руководства. Вместо того, чтобы играть благодаря внутренней мотивации, игроки стремятся получить похвалу тренера или избежать его гнева. Авторитарный тренер мешает спортсменам полностью наслаждаться игрой. Успехи спортсменов приписываются в большей степени тренеру, чем самим игрокам. Использование в тренерской работе авторитарного стиля как основного метода противоречит целям философии «интересы спортсменов – прежде всего, победа – вторична».
Если ваша цель – через занятия спортом помочь молодым людям развиваться физически, психологически и социально, научить их принимать решения и быть самостоятельными, тогда авторитарный стиль вам не подходит. Даже если ваша конечная цель – победа, авторитарный стиль вряд ли поможет спортсменам показать свою лучшую игру.
Использование либерального стиля практически приведет к отказу от обязанностей тренера. Помните, что если вы иногда просто наблюдаете за тренировкой или игрой и не вмешиваетесь в ее ход, это вовсе не означает, что вы приняли либеральный стиль руководства. Такое наблюдение позволяет вам оценить способности игроков и дать им возможность самостоятельно принимать решения. Это хороший подход к тренерской работе. Но отказ от руководства спортсменами, т.е. постоянное использование либерального стиля, не принесет пользы спортсменам и, следовательно, не будет соответствовать принципу «интересы спортсменов – прежде всего».
При коллегиальном стиле руководства тренер принимает решения вместе со спортсменами и таким образом реализует философию «интересы спортсменов – прежде всего, победа – вторична». Тренер, практикующий коллегиальный стиль, создает структуру и правила, позволяющие спортсменам научиться ставить собственные цели и стремиться к их достижению. Некоторые полагают, что принятие коллегиального стиля – это отказ от обязанностей тренера и предоставление полной свободы спортсменам. Так происходит при либеральном стиле руководства, но не при коллегиальном. Использование в работе коллегиального стиля не означает отказа от определенных правил и порядка. Если тренер не занимается организацией тренировки или не наказывает спортсмена, нарушившего правила, он пренебрегает главной обязанностью тренера. Напротив, тренер, применяющий коллегиальный стиль работы, сталкивается со сложной задачей: он должен определить степень организации спортсменов, создающую оптимальные условия для их развития. Представьте, что у вас в руках влажный кусок мыла. Если вы сожмете его слишком сильно, он выскользнет из рук (авторитарный стиль), а если вы будете держать его недостаточно крепко, он тоже выскользнет (либеральный стиль). Необходимо твердое, но аккуратное давление (коллегиальный стиль). Тренер, практикующий коллегиальный стиль, указывает направление, дает указания и, по мере необходимости, наказывает спортсменов, но он также понимает, когда нужно дать им возможность самостоятельно принять решение и принять на себя ответственность.
Чтобы быть спортсменом, недостаточно иметь хорошие двигательные навыки. Для успешной деятельности спортсмены должны уметь справляться со стрессом, приспосабливаться к изменению ситуации, не концентрироваться только на соревнованиях, демонстрировать хорошую дисциплину и сохранять сосредоточенность. Эти качества последовательно воспитывает тренер, придерживающийся коллегиального стиля работы, но они вряд ли сформируются под руководством авторитарного тренера.
При коллегиальном подходе спортсменам оказывается больше доверия, что положительно влияет на их самооценку. Такой подход способствует большей открытости в отношениях между тренерами и спортсменами и улучшает коммуникацию и мотивацию. Спортсмены мотивированы не страхом перед тренером, а желанием получить удовлетворение от игры. Таким образом, именно такой стиль тренерской работы всегда обеспечивает удовольствие от занятий спортом. При этом, однако, выбор коллегиального стиля имеет свою цену. Он требует от тренера больших навыков, поскольку решения редко бывают абсолютно правильными или неправильными. При таком стиле работы тренер должен намного больше индивидуализировать свою деятельность, чем при использовании авторитарного стиля. Иногда приходится пожертвовать победой в интересах спортсменов, а это особенно трудно, если на карту поставлено будущее вашей работы. В остальных главах книги вы найдете более подробную информацию о том, как применять коллегиальный стиль в тренерской работе.
Хочешь получить свой знак отличия ВФСК ГТО?
Записаться на выполнение нормативов вы можете в нашем Центре тестирования
Телефон для справок: +7 (472) 422-29-68
НОВОСТИ РУБРИКИ "ПОДТЯНИСЬ К ДВИЖЕНИЮ!
Три стиля тренерской работы
Большинство тренеров придерживаются в своей работе одного из трех стилей: авторитарный стиль, либеральный или коллегиальный стиль.
Авторитарный стиль
Авторитарный тренер самостоятельно принимает все решения. Роль спортсменов заключается в подчинении командам тренера. В основе этого подхода лежит предположение о том, что, поскольку тренер обладает необходимыми знаниями и опытом, именно он должен указывать спортсменам, что следует делать. Задача игроков – слушать, впитывать и выполнять. Такой стиль работы тренера был доминантной моделью в прошлом.
Либеральный стиль
Тренеры, использующие этот стиль, принимают минимально возможное количество решений. Их подход прост – играйте в свое удовольствие. Такой тренер почти не дает указаний, не занимается организаций тренировочного процесса и решает вопросы дисциплины только в случае крайней необходимости. Некоторые тренеры используют такой стиль работы по следующим причинам:
— отсутствие компетентности или уверенности для инструктирования и управления игроками;
— нежелание или неспособность уделять время и прилагать усилия для соответствующей подготовки или убежденность в том, что такой стиль лучше всего подходит для спортсменов. Многие люди считают, что такой тренер напоминает няньку, и не всегда хорошую.
Коллегиальный стиль
Тренеры, выбирающие коллегиальный стиль, принимают решения вместе со спортсменами. Хотя они признают свою ответственность за обеспечение руководства и направляют спортсменов к достижению поставленных целей, такие тренеры также понимают, что молодые люди не станут ответственными во взрослом возрасте, если не научаться принимать решения. Сложность коллегиального стиля заключается в обеспечении равновесия между руководством спортсменами и созданием условий для самостоятельного принятия решений. Именно поэтому я называю этот стиль коллегиальным – тренеры совместно со спортсменами принимают необходимые решения.
Тренеры, практикующие такой стиль работы, нацелены на обучение. Они обучают не только техническим и тактическим, но также и житейским навыкам. Оценка стилей тренерской работы Авторитарный тренерский стиль был доминантной моделью в прошлом и продолжается использоваться в наши дни. Иногда неопытные тренеры принимают авторитарный стиль, потому что это единственный метод работы, который они наблюдали у своих или других тренеров. Некоторые тренеры используют этот стиль потому, что он помогает им скрыть неуверенность в своих способностях. Если они не позволяют спортсменам усомниться в правильности тренерских решений, т.е. если им удается избежать объяснений по поводу своих действий, тогда их недостатки никому не будут известны (по крайней мере, они так думают!).
На первый взгляд, авторитарный метод выглядит эффективным. Хорошим спортивным командам необходима организованность. Ими нельзя эффективно управлять так, как обычным демократическим обществом; команда не может устраивать голосование по принятию каждого решения. Авторитарный стиль действительно может дать результат, если основная цель тренера – победа, и при этом авторитарный характер тренера не подавляет мотивацию спортсменов. Но именно риск сдерживания мотивации игроков является главной опасностью при авторитарном стиле руководства. Вместо того, чтобы играть благодаря внутренней мотивации, игроки стремятся получить похвалу тренера или избежать его гнева. Авторитарный тренер мешает спортсменам полностью наслаждаться игрой. Успехи спортсменов приписываются в большей степени тренеру, чем самим игрокам. Использование в тренерской работе авторитарного стиля как основного метода противоречит целям философии «интересы спортсменов – прежде всего, победа – вторична».
Если ваша цель – через занятия спортом помочь молодым людям развиваться физически, психологически и социально, научить их принимать решения и быть самостоятельными, тогда авторитарный стиль вам не подходит. Даже если ваша конечная цель – победа, авторитарный стиль вряд ли поможет спортсменам показать свою лучшую игру.
Использование либерального стиля практически приведет к отказу от обязанностей тренера. Помните, что если вы иногда просто наблюдаете за тренировкой или игрой и не вмешиваетесь в ее ход, это вовсе не означает, что вы приняли либеральный стиль руководства. Такое наблюдение позволяет вам оценить способности игроков и дать им возможность самостоятельно принимать решения. Это хороший подход к тренерской работе. Но отказ от руководства спортсменами, т.е. постоянное использование либерального стиля, не принесет пользы спортсменам и, следовательно, не будет соответствовать принципу «интересы спортсменов – прежде всего».
При коллегиальном стиле руководства тренер принимает решения вместе со спортсменами и таким образом реализует философию «интересы спортсменов – прежде всего, победа – вторична». Тренер, практикующий коллегиальный стиль, создает структуру и правила, позволяющие спортсменам научиться ставить собственные цели и стремиться к их достижению. Некоторые полагают, что принятие коллегиального стиля – это отказ от обязанностей тренера и предоставление полной свободы спортсменам. Так происходит при либеральном стиле руководства, но не при коллегиальном. Использование в работе коллегиального стиля не означает отказа от определенных правил и порядка. Если тренер не занимается организацией тренировки или не наказывает спортсмена, нарушившего правила, он пренебрегает главной обязанностью тренера. Напротив, тренер, применяющий коллегиальный стиль работы, сталкивается со сложной задачей: он должен определить степень организации спортсменов, создающую оптимальные условия для их развития. Представьте, что у вас в руках влажный кусок мыла. Если вы сожмете его слишком сильно, он выскользнет из рук (авторитарный стиль), а если вы будете держать его недостаточно крепко, он тоже выскользнет (либеральный стиль). Необходимо твердое, но аккуратное давление (коллегиальный стиль). Тренер, практикующий коллегиальный стиль, указывает направление, дает указания и, по мере необходимости, наказывает спортсменов, но он также понимает, когда нужно дать им возможность самостоятельно принять решение и принять на себя ответственность.
Чтобы быть спортсменом, недостаточно иметь хорошие двигательные навыки. Для успешной деятельности спортсмены должны уметь справляться со стрессом, приспосабливаться к изменению ситуации, не концентрироваться только на соревнованиях, демонстрировать хорошую дисциплину и сохранять сосредоточенность. Эти качества последовательно воспитывает тренер, придерживающийся коллегиального стиля работы, но они вряд ли сформируются под руководством авторитарного тренера.
При коллегиальном подходе спортсменам оказывается больше доверия, что положительно влияет на их самооценку. Такой подход способствует большей открытости в отношениях между тренерами и спортсменами и улучшает коммуникацию и мотивацию. Спортсмены мотивированы не страхом перед тренером, а желанием получить удовлетворение от игры. Таким образом, именно такой стиль тренерской работы всегда обеспечивает удовольствие от занятий спортом. При этом, однако, выбор коллегиального стиля имеет свою цену. Он требует от тренера больших навыков, поскольку решения редко бывают абсолютно правильными или неправильными. При таком стиле работы тренер должен намного больше индивидуализировать свою деятельность, чем при использовании авторитарного стиля. Иногда приходится пожертвовать победой в интересах спортсменов, а это особенно трудно, если на карту поставлено будущее вашей работы. В остальных главах книги вы найдете более подробную информацию о том, как применять коллегиальный стиль в тренерской работе.
Хочешь получить свой знак отличия ВФСК ГТО?
Записаться на выполнение нормативов вы можете в нашем Центре тестирования
Телефон для справок: +7 (472) 422-29-68